Изменить будущее: что такое трансформационные игры
Рассказывают, что лет тридцать назад группа молодых англичан, путешествуя по Тибету в поисках просветления, встретила буддийских монахов. Те сидели на песке вокруг нарисованных символов. Присмотревшись, англичане поняли, что рисунок на песке служит игровым полем. Молодые люди попросили разрешения понаблюдать и долго изучали загадочный процесс. А вернувшись на родину, запатентовали игру «Трансформация», которая и положила начало увлечению трансформационными играми — а заодно и дала им имя.
Сегодня такие игры набирают популярность. Причем в России и некоторых бывших советских республиках — даже больше, чем на Западе. Возможно, потому, что разрешать проблемы с помощью психотерапевта для нас еще не слишком привычно, предполагает психолог Алла Чугуева, автор трансформационной игры «Парад планет»: «Поход к психологу до сих пор некоторые воспринимают чуть ли не как признание в собственной ненормальности. А тут — просто игра». Которая, тем не менее, помогает хотя бы на шаг приблизиться к жизненным целям.
Польза и развлечение Трансформационные игры можно условно разделить на три категории: эзотерические, бизнес-игры и психологические. Пример эзотерической игры — «Лила Чакра». Она основана на древнекитайской Книге Перемен: каждая из 64 клеток игрового поля соответствует одной из гексаграмм «И-Цзин». Попадая на нее, игрок толкует ее послание применительно к своей ситуации и создает в итоге некую модель своего духовного пути. У этой игры могут быть разные цели: от «найти работу» до «узнать, зачем я пришел в этот мир».
В трансформационных играх нет проигравших. Каждый получит ответ на свой вопрос
Вторая категория — бизнес-игры: они либо учат конкретным деловым навыкам (принятию решений, созданию команды), либо помогают изменить отношение к деньгам и отыскать новые стратегии заработка. Пример — игра Евгения Геллера MatriX, своего рода симулятор мозгового штурма.
Третье направление — психологические игры. Такова «Поддержка»: ведущий вытягивает из колоды карточку с описанием сложной ситуации (например, «Я не могу закончить ни одного дела»), а остальные оказывают ему поддержку. В ходе игры выясняется, какого типа поддержку (действием, эмоциональную, интеллектуальную) каждый готов принимать и давать другим и каких умений ему не хватает.
А как же знакомые многим «Мафия» (где «шериф» должен обезвредить «мафиози», которые скрываются среди мирных «жителей города») и «Имаджинариум» (где игроки предлагают ассоциации к фантазийным изображениям на карточках)? Ведь они тоже развивают наблюдательность, логику, эмпатию... Эти игры не трансформационные, а развлекательные. У них другая цель: удовольствие, общение и, наконец, выигрыш.
«Любая игра развивает некоторые навыки, хотя бы коммуникативные, — объясняет Алла Чугуева. — А главное свойство трансформационной игры все-таки в том, что она всегда проводится с учетом конкретного запроса. У каждого участника он свой, хотя они играют в одну игру. И в ней не будет выигравших и проигравших. Каждый получит ответ на свой вопрос».
Прояснить запрос
«Профессиональный ведущий может использовать в работе любые инструменты, чтобы помочь людям узнать что-то о самих себе, даже простую карточную игру», — считает психолог Ольга Никитина, ведущая трансформационных игр. Но чтобы стать ближе к осуществлению своей мечты и устранить препятствия на пути к ней, нам предстоит не просто узнать себя лучше, а измениться. Именно ради изменений нужно играть в трансформационные игры.
Как это происходит, можно увидеть на примере игры «Парад планет». Планет девять, каждая символизирует важную сферу жизни: здоровье, карьеру, особый дар... Участники выбирают одну из них для «проживания» в соответствии со своей темой. Уже на этом этапе они проясняют свои запросы. Ведь «Хочу выйти замуж!» для кого-то «про любовь», а для кого-то «про богатство». Затем они отправляются в путешествие к галактике Счастья. Как и положено в звездной одиссее, их ждут опасности: метеоритные дожди или нападения космических пиратов. Все события в игре представляют собой метафору ситуаций в жизни игроков. Ведущий помогает расшифровывать эти метафоры, чтобы игроки использовали полученные знания. Игра дает возможность изменить себя. И тогда личность, которой мы станем, начнет менять обстоятельства «Когда мы о чем-то мечтаем, то стремимся к переменам в одной сфере, но все взаимосвязано, и игра показывает, как изменятся другие стороны нашей жизни, если мы достигнем желаемого», — поясняет Алла Чугуева.
Обычно мы скорее предпочли бы изменить обстоятельства, а не себя. Но чем больше дистанция между окружающей нас реальностью и тем, чего мы хотим, тем больше перемен произойдет в нас на пути к цели. В противном случае цель будет постоянно и необъяснимо ускользать от нас. Игра дает нам эту ценную возможность — сначала изменить себя. И тогда та личность, которой мы станем, личность с новыми свойствами и умениями, начнет менять обстоятельства.
Терапия или нет?
«Многие знакомые удивлялись: как же ты, системный семейный терапевт, взялась за какие-то игры? — рассказывает Алла Чугуева. — Но мне кажется, в них заложен большой потенциал. Наблюдая за результатами игроков, я вижу, что понимание собственного образа мыслей и действий часто приходит к ним быстрее, чем в терапии, потому что в игре легко раскрыться, меньше сопротивление переменам, помогает азарт. Игрок способен быстрее осознать свои особенности и часто даже увидеть пути изменения за одну игру».
Алла Чугуева сравнивает результат трансформационных игр с эффектом краткосрочной терапии, ориентированной на решение конкретных проблем (ОРКТ).
С этим согласна и Ольга Никитина: «Сходство трансформационной игры с терапией в том, что в обоих случаях повышается осознанность участника: он может увидеть события собственной жизни как бы со стороны и заметить в них закономерности, например повторяющиеся сюжеты и чувства, и затем повлиять на них».
Но другие виды психотерапии, например психоанализ, которые работают с «жизнью в целом», анализируют личную историю, заглядывают далеко в прошлое. Здесь различия велики: игра сосредоточена на «отдельно взятом» вопросе и нацелена на будущее, на обретение желаемого.
Смысл случайностей
Критики трансформационных игр часто упрекают их в несерьезности и ненаучности. Мы вслепую бросаем кубик, наугад вынимаем карточки с заданиями... Какие уж тут психологические закономерности? Но ведущие часто слышат от удивленных игроков: «Это совершенно как у меня в жизни!» В чем же дело?
«Возможно, объяснение в том, как устроено сознание, — предполагает Ольга Никитина, — мы обладаем способностью откликаться почти на любую историю. А игра и рассчитана на то, чтобы актуализировать наш опыт». Важно не то, какую карточку мы вытянули, а как реагируем на это, что чувствуем, что предпринимаем
Алла Чугуева указывает, что элемент случайности не играет большого значения для конечного результата игры. «Клиент, он же игрок, всегда говорит о себе. И в этом смысле важно не то, какую карточку он вытянул, а как он реагирует на это, что чувствует, что предпринимает. И в игре, и в жизни он выражает себя — со всеми комплексами, страхами и устремлениями. Но в игре он видит их яснее и потому получает более четкие ответы на вопросы, которые задал в ее начале: достижима ли поставленная цель? Какие качества помогут до нее добраться? Или, возможно, стоит поменять приоритеты?»
Три подсказки игрокам
Что полезно учесть, кто решил разобраться в себе и приблизиться к мечте с помощью игры?
Во-первых, многие игры обещают быстрый результат, но он может отличаться от изначального желания играющего. Если, к примеру, много лет получая зарплату 40 тысяч рублей, мы придем на игру с мечтой попасть в первую десятку списка Forbes, маловероятно, что сразу после игры станем миллиардерами. Зато вполне возможно, что мы поймем нереалистичность своих запросов и найдем способ достичь более скромных финансовых целей.
Во-вторых, игры очень разнообразны. Кому-то сражения с космическими пиратами могут показаться нелепостью. А в играх, ориентированных на женскую аудиторию, в ход нередко идут зажженные свечи, хрустальные шары и другой магический антураж. Если все это вам не по душе, то лучше поискать другую игру. Иначе ваш скепсис помешает и вам, и ведущему, и остальным игрокам.
В-третьих, исключительно важно, кто ведет игру. Неумелый ведущий может вызвать у игроков травмирующие воспоминания или нанести им ущерб неуместными замечаниями. Профессионалы таких ошибок не допускают. Правда, у Евгения Геллера, который помимо MatriX создал одну из самых известных психологических игр «Генезис», нет психологического образования. Но это скорей исключение, чем правило.