XPStudio_blog

Трансформационые игры: суть, особенности, цели и задачи.

Немного истории
Трансформационные игры берут свое начало в Финдхорне (Северная Шотландия). Их создателями считаются тибетские монахи, которые придумали эти игры более 40 лет назад. Игра представляла собой особый путь, при прохождении которого одно качество человека трансформируется в иное. Коммуна монахов — своего рода социальный эксперимент, для которых данная игра — своеобразный способ, позволяющий совершать работу над своей личностью, эволюционировать, двигаться вперед, шаг за шагом достигая просветления. Основателями игры на Западе являются Джой Дрейк и Кети Тейлор. В России игра появилась в 90-е годы. Это произошло благодаря Лайзе Холлингсхед, которая привезла ее, и Татьяне Гинзбург, ставшей первым российским аккредитованным фасилитатором трансформационных игр.

Термин «трансформация» происходит от позднелатинского и обозначает «превращение». Психологические трансформационные игры представляют собой определенную форму психологического тренинга.

Само понятие имеет несколько смыслов. С одной стороны, это своеобразный целенаправленный процесс, имеющий собственные стратегии, правила, основанный на желании и азарте участников. С другой – это место для изменения внутренних качеств и особенностей личности, пространство, где возможна переоценка ценностей и решение многих проблем.

Человек порой сам не понимает, в чем действительно заключается источник его проблем и трудностей. Природная склонность людей все подвергать сомнению, беспокоиться по каждому поводу не дает возможности объективно оценивать происходящее, а порой мешает добиваться поставленных целей. В данной ситуации одним из вариантов, который поможет разобраться в себе, могут стать трансформационные игры.

Как любой процесс, трансформационные игры ставят перед собой определенные цели, которые можно сформулировать следующим образом:

1.          Игра предоставляет возможность человеку осознать те препятствия, которые не позволяют реализовать ему свои намерения.
2.          Игра – это своеобразный тренажер, помогающий пройти определенную проблемную ситуацию в игровой форме, чтобы затем перенести полученный опыт в реальность.
3.          Игра раскрывает внутренний потенциал каждого участника, способствует трансформации одних (отрицательных) качеств в другие (положительные). Данный эффект возможен благодаря наличию в игре всех четырех стадий человеческого состояния: физического, эмоционального, ментального и духовного.

Задачи психологических трансформационных игр ставятся всегда с учетом конкретных проблем каждого отдельного участника. Игра, хоть и одна на всех, но намерения у каждого игрока свои. Однако смысл и заключается в том, что в конце не может быть победителя или проигравшего. Все игроки должны достигнуть своих целей или найти ответы на свои вопросы.


Представляя собой определенный творческий процесс, трансформационные игры могут объединять абсолютно разных людей — от студентов и молодых мамочек до серьезных руководителей или бизнесменов. 

Оптимальное число игроков – от 3 до 5 человек. Время игры может быть неограниченно — от нескольких часов до нескольких дней. Каждый участник приходит со своим опытом в жизни, трудностями, мыслями, ожиданиями. При этом роль случая или своеобразного указателя выполняет кубик. Бросок позволяет каждому участнику испытать судьбу или сделать определенный выбор. Помимо этого, по ходу игры участники получают своего рода подсказки, помогающие преодолеть препятствия (стереотипы, нехорошие привычки, неверные убеждения).

Итоги игры подводятся при условии, что участник смог осознать причины возникновения своей затруднительной жизненной ситуации, перенести всевозможные сценарии развития в реальность и выработать план действий по ее разрешению.

Ведущий трансформационных игр, или фасилитатор, является не просто человеком, который знает правила, но и тем, кто способен организовать людей, суметь расположить их к себе. 
В работе с группой тренер может применять все необходимые инструменты и методы, для того, чтобы в конце каждый участник достиг желаемого результата. 

Ведущий занимает важное место в игровом процессе. От него во многом зависит, насколько игроки поверят в происходящее и смогут по-настоящему раскрыться. Непрофессионал может не только свести на нет эффективность процесса, но даже навредить или нанести психологическую травму участникам. Поэтому решаясь поучаствовать в какой-либо игре, важно учитывать опыт ведущего, читать отзывы о его работе с другими людьми.

Для того чтобы иметь право вести подобные игры, ведущий должен быть квалифицированным специалистом. Поэтому обучение трансформационным играм необходимо. Чаще всего в роли фасилитаторов выступают сертифицированные психологи, тренеры, коучи, прошедшие обучение по специальной образовательной программе. При этом специалист имеет право проводить лишь те виды игр, на которые у него имеется сертификат. Это обусловлено тем, что каждая игра по своей целевой направленности, особенностям неповторима. Поэтому, обучаясь, ведущий знакомится со спецификой, тонкостями, различными подводными камнями и даже секретами каждой игры в отдельности.

Трансформационные игры – не панацея от всех проблем
4.          Игра – не волшебство, это всего лишь способ стимулирования человека. Позволяя лучше узнать и понять себя, она выступает определенной ступенью для дальнейших действий со стороны участников. Поэтому если человек сам не станет предпринимать каких-либо действий, эффекта не будет.
5.          Игра не всегда оправдывает ожидания. Иногда человек, приходя на игру, преследует одни цели, а к концу понимает, что они совершенно не соответствуют его истинным потребностям, а итог может оказаться не совсем тем, на который он рассчитывал.
6.          Игра – не лечение. Серьезная психическая болезнь или хронический невроз невозможно устранить при помощи тренинга. Важно реально оценивать степень заболевания, понимать, что глубокие душевные травмы, депрессивное состояние не подлежат терапии при помощи игр.
7.          Эффективность процесса во многом зависит от ведущего. Не каждый человек, желающий проводить подобные игры, способен правильно организовать вокруг себя людей, выявить их реальные проблемы, помочь им измениться и при этом никак не навредить. Раскрывать свои личные переживания посторонним людям бывает очень опасно, поэтому не стоит полностью доверять чужому человеку, даже если у него имеется специальный диплом. К данному вопросу важно подходить разумно, учитывая все риски.

Человек, сталкиваясь с неприятностями, чаще всего старается поменять ситуацию, обстоятельства вокруг себя, не задумываясь над тем, что источник проблем может быть в нем самом. Трансформационная игра показывает, как изменение какой-либо черты характера, стороны личности способно привести к переменам в жизни, разрешить ранее непосильные задачи и добиться желаемого. Главная ценность, которая достигается при помощи игры – это возможность измениться, приобрести новые качества личности, взглянуть на себя совершенно другими глазами.

Отзывы о трансформационных играх от реальных людей гласят, что такое времяпрепровождение — отличный способ лучше понять и узнать себя. Многим это становится понятно после участия в игре, обычно проходящей очень живо, интересно. Игры позволяют открыть в себе качества, на которые люди обычно не обращают внимания.

Автор текста: Андрей Загорецкий